[11 декабря 2018 г. - 11:05:07]

ЛЕГЕНДАРНАЯ ФОЛК-ГРУППА «МЮЛЛЯРИТ» ОТКРЫЛА КОНЦЕРТНЫЙ ЦИКЛ «МЫ ИЗ «КАНТЕЛЕ».

8 декабря в Национальном театре Карелии легендарная фолк-группа «Мюллярит» с оглушительным успехом открыла новый концертный цикл «Мы из «Кантеле». Зрители долго не хотели отпускать со сцены знаменитых «мельников» (так с финского языка на русский переводится название группы) и артистов Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле».

Ставка на фолк-группу, равной которой по популярности не было в Карелии на рубеже XX–XXI веков оказалось правильной. Полный зрительный зал Национального театра – тому подтверждение. Среди 300 любителей народной музыки были поклонники как Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле», так и родоначальников карельского фолка – группы «Мюллярит», люди разного возраста и рода занятий. Концерт объединил два коллектива, обычно вместе не выступающих. Но если бы не было ансамбля «Кантеле», не родились бы и «Мюллярит».

Дуэль аккордеонистов– «Мюллярит» – самые известные «выпускники» «Кантеле». Музыканты Александр Быкадоров, Сергей Зобнев, Дмитрий Демин работали в ансамбле в конце 80-х. Сначала они совершили «переворот» в «Кантеле» – приблизили репертуар ансамбля к народным истокам, народной традиции и в то же время сделали его более актуальным, понятным и интересным современникам, а затем создали первую в Карелии фолк-группу. Позднее команду «Мюллярит» пополнили и другие участники «Кантеле»: солист Лео Севец, скрипачка Татьяна Умнякова, басист Роман Ершихин, – рассказала инициатор проекта, и.о. директора ансамбля «Кантеле» Татьяна Темнышева.

Подготовка к совместному концерту велась около месяца. Специально к этому событию создавались новые инструментальные номера: в одних музыканты устраивали своеобразную дуэль (аккордеонисты Сергей Зобнев и Павел Шаматура), в других объединялись в дуэты (скрипачи Татьяна Умнякова и Андрей Теппер) и ансамбли. Богатое наследство аранжировок оставил после себя «Кантеле» Александр Быкадоров, который работал в ансамбле с 1988 года сначала хормейстером, затем художественным руководителем и дирижером оркестра. Песни и танцы под обработанные Александром народные мелодии стали настоящим украшением концерта.

Дуэт скрипачейМного теплых слов было сказано со сцены об Александре Быкадорове и Лео Севце – двух «звездах», оставивших яркий след в истории «Кантеле» и «Мюллярит», но, к сожалению, безвременно ушедших. Финал концерта получился поистине фееричным. К артистам на сцене присоединился еще один музыкант, который никогда не играл и не пел в ансамбле «Кантеле», но без которого невозможно представить группу «Мюллярит» – Артто Ринне. Зрители долго аплодировали музыкантам и дружно подпевали их хиты «Eta pravda», «Petroskoi» и другие.

Концертный цикл «Мы из «Кантеле» – это вехи истории Национального ансамбля песни и танца Карелии через творчество и яркие судьбы конкретных людей. Проект расскажет о тех, кто создавал славу «Кантеле», кто внес большой вклад в национальную музыкальную культуру Карелии. Цикл «Мы из «Кантеле» в 2018–2019 годах объединит пять концертных программ. Следующая состоится в феврале и будет посвящена известным хореографам, создававшим «золотой» танцевальный фонд ансамбля: Василию Кононову, Хельми и Виоле Мальми, Раисе Калинкиной, Евгению Смирнову. Подробная информация и заказ билетов по телефонам 76-10-46, 76-02-11, +79535355549.

[26 ноября 2018 г. - 17:58:56]

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАРЕЛИИ ВЫСТУПИЛ НА ФЕСТИВАЛЕ «МАЙАТУЛ».

С 14 по 18 ноября в Йошкар-Оле, столице Республики Марий Эл, проходил XII Международный фестиваль театров финно-угорских народов «Майатул». В течение пяти дней театры из Коми, Удмуртии, Карелии, Мордовии, Марий Эл, Ханты-Мансийского АО – Югра представляли свои работы. Программу фестиваля составили 9 конкурсных спектаклей и 2 внеконкурсных. По мнению жюри, в составе которого были театральные критики из Москвы, Казани, Йошкар-Олы, Финляндии и Эстонии, лучшим спектаклем стала постановка «Снегурочка» Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана.

Тема фестиваля была обозначена как «Финно-угорская драматургия. Жанр комедия». Все спектакли были очень разными, зачастую выбивающимися из предложенной жанровой тематики фестиваля. Тем не менее фестиваль «Майатул» стал заметным событием в театральной жизни финно-угорских регионов.

Спектакль Национального театра Карелии «Хаос» был тепло принят зрителем, вызвал интерес коллег из других театров. «Хаос» выделялся на фоне других спектаклей современной режиссурой, актуальностью темы, динамикой и яркой игрой актрис. В зале был аншлаг, зрители аплодировали стоя.

Диплом участника фестиваляВ рамках фестиваля работала творческая лаборатория для драматургов под руководством продюсера и преподавателя Хинриикки Линдквист (Финляндия) и драматурга Элли Сало (Финляндия). Лаборатория объединила как начинающих, так и уже состоявшихся авторов, пишущих на национальных языках. В течение трех дней участники изучали новые технологии в создании драматургического произведения, выполняли практические задания, работая над написанием пьес на основе поэтического текста или фольклора. Заготовки, родившиеся во время лаборатории, станут фундаментом для новых драматургических текстов на национальных языках. По мнению художественного руководителя Сергея Пронина, принимавшего участие в лаборатории, эта работа была продуктивной и полезной.

Театральный критик Кирсикка Моринг – член жюри фестиваля и координатор лаборатории – подчеркнула, что фестиваль «Майатул» необходим для национальных театров, но для дальнейшего их развития нужны новые пьесы, для создания которых и была организована лаборатория.

Следующий фестиваль пройдет в Йошкар-Оле в 2020 году.

[22 ноября 2018 г. - 12:01:02]

ШКОЛЬНИЦА ИЗ ПЕТРОЗАВОДСКА СТАЛА ФИНАЛИСТОМ ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «УНИКУМ».

Финалистом Всероссийского фестиваля для одаренных детей «Уникум» стала Наталья Неганова, учащаяся отдела «Живопись» Петрозаводской детской школы искусств им. М.А. Балакирева (преподаватель – Надежда Климова).

Фестиваль проходит в три этапа: первый – региональный конкурс, по итогам которого отбираются лучшие детские работы во всех регионах России; второй этап – заочный, на котором эксперты, а среди них специалисты в области изобразительного, декоративно-прикладного и фотоискусства, оценивают присланные работы. Лучшие из них отбираются для представления на третьем, финальном, этапе конкурса.

Тема этого года «Новое в жизни российских регионов глазами юных художников и фотохудожников». Из 750 работ было отобрано 75.

Наташа была приглашена на церемонию награждения победителей, которая в торжественной обстановке проходила в Николаевском дворце Санкт-Петербурга. Для финалистов фестиваля ноября была организована насыщенная культурная программа: дети посетили Исаакиевский собор, Центральный военно-морской музей, Русский музей, обзорную экскурсию по Северной столице; ведущие художники провели для них мастер-классы в разных техниках.

Всероссийский фестиваль для одаренных детей проходит ежегодно начиная с 2012 года. Ставший традиционным, конкурс ценен еще тем, что по детским рисункам, фотографиям, работам можно познакомиться с красотой всех уголков нашей страны – от Камчатки до Калининградской области. Каждый его участник, как и его работа, уникален, под стать названию фестиваля.

[10 октября 2018 г. - 15:04:29]

КАРЕЛЬСКАЯ «КОППЕЛИЯ» С ТРИУМФОМ БЫЛА ПОКАЗАНА В МОСКВЕ.

Балетная труппа Музыкального театра вернулась из Москвы, где в рамках Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» представила балет Лео Делиба «Коппелия» в авторской версии Кирилла Симонова. Спектакль прошел с аншлагом и был очень тепло встречен московской публикой.
8 октября Музыкальный театр Карелии показал в Москве на сцене театра «Новая опера» балет «Коппелия» на музыку Лео Делиба в постановке Кирилла Симонова. Спектакль состоялся в рамках фестиваля «Видеть музыку», который организуется Ассоциацией музыкальных театров России и знакомит зрителей с самыми значимыми постановками театров страны. Нужно отметить, что Всероссийский фестиваль «Видеть музыку» является одним из крупнейших и наиболее статусных отечественных проектов в области культуры и проходит в этом году в третий раз.

«Коппелия» – одна из самых масштабных постановок Музыкального театра Карелии: во время показа спектакля на сцене и за кулисами заняты более 120 человек – артистов, музыкантов, сотрудников постановочной части. Зрелищность нового спектакля, его драматичность, сложную смысловую нагрузку и эмоциональность уже отметила карельская публика.

На столичных подмостках балетная премьера из Карелии прошла с триумфом, а москвичи, заполнившие зал «Новой оперы», назвали «Коппелию» К. Симонова «новаторским спектаклем» и «смелой постановкой». По словам театральных обозревателей, авторская версия Кирилла Симонова не может не обратить на себя внимание, а «сочетание лучших классических традиций, завораживающей работы со светом и необычной исторической трактовки производит незабываемое впечатление даже для искушенного московского зрителя».

Сюжетная основа балета «Коппелия» – мистическая новелла Гофмана «Песочный человек». Главный герой постановки – юноша Натанаэль, который очарован таинственной механической куклой. Кирилл Симонов нашел для своего спектакля новое решение: «Мне нравится делать спектакли с каким-то новым видением, новым погружением. История человеческого рока, как ни странно, была очень созвучна репрессиям тридцатых годов… Также у Гофмана: песочный человек, как рок, идет за главным героем всю жизнь. И происходят странные вещи».

В новой версии «Коппелии» действие разворачивается в России в двух временных отрезках – в 1937-м и в шестидесятые годы прошлого века, которые авторы спектакля образно определяют как время «между страхом и мечтанием», а «драматическая история, рассказанная языком балета, превращается в прекрасную сказку».

В команде постановщиков спектакля, который с успехом выдержал испытание на Всероссийском фестивале, – лауреат «Золотой маски» Александр Мустонен (свет) и Павол Юраш, признанный в Европе театральный художник из Словакии. Автор либретто – известный питерский драматург Ольга Погодина-Кузмина.

Фестиваль продолжается, и о его итогах говорить рано, но балет Кирилла Симонова «Копппелия» – об иллюзиях, о неизжитых страхах, о необходимости отличать фальшивку от правды – можно увидеть на сцене Музыкального театра Карелии уже 21 октября.

Теги: балет
[21 сентября 2018 г. - 11:51:30]

ГЛАВА КАРЕЛИИ ПОЗДРАВИЛ МУЗЕЙ «КИЖИ» С ОЧЕРЕДНОЙ ПОБЕДОЙ.

Сегодня состоялась встреча Главы Республики Карелия Артура Парфенчикова с директором музея «Кижи» Еленой Богдановой и победительницей конкурса «Лучший гид России» Мариной Ноженко.

Артур Парфенчиков признался, что остров Кижи у него лично уже давно ассоциируется с улыбкой Марины Ноженко, с ее обаянием и широко распахнутыми глазами. «Очень рад, что Карелию на всероссийских конкурсах представляют такие красивые, молодые, талантливые люди. Эта победа – еще один вклад в повышение привлекательности нашего края», заметил Глава Республики.

Марина Ноженко, Елена Богданова, Сергей СоловьевДиректор музея «Кижи» Елена Богданова рассказала, что в коллективе ничуть не сомневались в победе Марины Ноженко, профессионального гида, являющегося лицом музея. «Марина – это надежный бренд».

Лучшего гида России и весь музей «Кижи» также поздравил первый заместитель министра культуры Карелии Сергей Соловьев.

Теги: Кижи, музей
[22 февраля 2018 г. - 16:09:04]

ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ ИЗ КАРЕЛИИ СТАЛИ ЛАУРЕАТАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА

В Мурманске прошел VI Международный фестиваль-конкурс творчества людей старшего поколения «Нам года – не беда!». Творческие коллективы и солисты из Карелии достойно представили республику.
В номинации «Вокал, ансамбли» обладателем диплома I степени стал вокальный ансамбль «Онежский меридиан» Петрозаводского Городского Дома культуры. Дипломы III степени получили хор ветеранов из города Сортавала, фольклорный ансамбль «Кудрина» из Сегежи и ансамбль русской песни «Калинка» из Новой Вилги. В номинации «Вокал, солисты» дипломом III степени награжден Николай Карпин из Петрозаводска. В номинации «Хореография» диплом III степени у танцевального коллектива «Пудожаночка» из Пудожа.

В фестивале-конкурсе приняли участие делегации из Эстонской Республики, Норвегии, Архангельской, Новгородской, Ленинградской и Тюменской областей, Республики Карелия, Ненецкого автономного округа и Санкт-Петербурга. Всего – более 300 человек. Конкурсанты представили свое творчество в ходе фестивальных концертов, состоявшихся на различных площадках города и области. Познакомились со столицей Заполярья и ее достопримечательностями во время экскурсий. Гости посетили Мурманский областной краеведческий музей и атомный ледокол «Ленин».

[19 декабря 2017 г. - 12:32:53]

ШКОЛЬНИЦА ИЗ КАРЕЛИИ НАПИСАЛА ЛУЧШУЮ РЕЦЕНЗИЮ НА КНИГУ В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО КОНКУРСА «КНИГУРУ»

Завершился восьмой сезон Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества 'Книгуру'. Эксперты конкурса и представители детского жюри выбрали лучшую книгу для подростков, написанную на русском языке. Примечательно, что лучшую рецензию в ходе читательского голосования написала петрозаводская школьница Полина Рутковская.
Первое место Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества 'Книгуру' в 2017 году заняла Лилия Волкова (Москва) с повестью «Под созвездием Бродячих псов». На втором месте - Антонина Малышева (Новосибирск), автор повести «Кот забвения». Третье место занял хорошо знакомый читателям Детской библиотеки Карелии писатель Станислав Востоков (Московская область) с повестью «Брат-юннат». Подробнее о результатах конкурса можно прочитать на официальном сайте.

Напомним, право выбрать лучшую книгу для подростков на русском языке принадлежит непосредственно юным читателям после того, как эксперты сформируют короткий список. Подростки со всей страны могут проголосовать за понравившуюся рукопись, зарегистрировавшись для этого на сайте конкурса.

В ходе церемонии оглашения победителей эксперты 'Книгуру' отметили самых активных читателей, которые принимали участие в голосовании: ими стали Ирина Туманова и Анастасия Авраменко из Екатеринбурга. А победителем конкурса на лучшую рецензию признана Полина Рутковская из Петрозаводска!

Отметим, что Полина Рутковская, ученица петрозаводской гимназии №30, является активным читателем и участником конкурсов и акций Детской библиотеки РК им. В.Ф. Морозова. Девочка не раз становилась победителем Программы Летних чтений ДБ РК и конкурсов 'Лидер чтения'. Библиотекари с удовольствием отмечают и активность мамы Полины - Светланы Рутковской. Семь лет назад она стала идейным вдохновителем создания семейного клуба чтения 'Бабочка', который действует в ДБ РК до сих пор.

В прошлом году семья Рутковских была награждена как самая читающая! ДБ РК определила активных детей и родителей, которые не только чаще других посещают библиотеку, являются постоянными участниками конкурсов, акций и фестивалей, но и сами проявляют инициативу. Награду Светлане и Полине Рутковским вручил Глава Республики Карелия.

Напомним, для Карелии восьмой сезон Всероссийского литературного конкурса 'Книгуру' имеет особое значение. В этом году Петрозаводск посетили его представители, которые дали мастер-класс и провели встречи с читателями в Детской библиотеке РК им. В.Ф. Морозова.

Мы с удовольствием поздравляем лауреатов Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества 'Книгуру', а также девочек - активных и талантливых читательниц! Ждем выхода новых книг и встреч с писателями и читателями!

БУ «Детская библиотека республики Карелия имени В.Ф. Морозова»
[19 декабря 2017 г. - 11:51:18]

С ЛЮБОВЬЮ К МУЗЫКЕ

16 декабря в торгово-развлекательном комплексе «ЛОТОС ПЛАЗА» прошел концерт Любительского хора Карельской филармонии.
Новый коллектив – Любительский хор филармонии – родился 19 июня 2017 года благодаря выигранному гранту Министерства культуры. Первая репетиция состоялась 3 сентября, а первый концерт с аншлагом прошел 26 ноября. Но уже 16 декабря хор покинул филармонические стены и в полном составе, а это более 50 человек, отправился в ТРК «ЛОТОС ПЛАЗА», чтобы порадовать петрозаводчан предновогодним выступлением.

И праздник удался! Начиная с первого номера – джазовой импровизации, когда в движении хористы выводили мелодию, собирая в фойе торгового комплекса людей, которые тут же из покупателей превращались в публику. Дальше в программе концерта были русские, украинские народные песни, мелодии из любимых кинофильмов – все произведения встречались слушателями на «ура», и настроение из предпразднично-суетливого постепенно превращалось в просто праздничное.

Что и не удивительно: ведь номера перемежались коротенькими рассказами о становлении коллектива, шутками, конкурсами, на которых можно было выиграть билеты в Карельскую филармонию на новогодние вечера за столиками.

Хотя хор не просто молод – он еще пребывает в «детском возрасте» – налицо совершенно определенные успехи. Но для того чтобы эти успехи пришли, хормейстер Ирина Копачева в течение трех месяцев практически в ежедневном режиме проводила репетиции. Работал над вокалом хористов заместитель директора филармонии по развитию Василий Башкиров, а концертмейстер хора Светлана Башкирова большую часть свободных вечеров проводила за роялем в Большом и Малом залах филармонии.

У хора сложились свои традиции, причем они проявляются не только в дружеском отношении людей очень разных профессий и возрастов, объединенных любовью к хоровому пению, но и в концертных выступлениях. Это и строгие традиционные для музыкантов монохромные костюмы, и красивое двурядное построение, и нарядные лаковые нотные папки.

Но главное, конечно, не во внешнем антураже, а в том, что в нашем родном Петрозаводске, оказывается, есть люди, которые, несмотря на все заботы и проблемы, находят время и силы, чтобы по вечерам приезжать в филармонию и учиться пению. Это, пожалуй, и есть настоящая любовь к музыке.

'Министерство культуры Республики Карелия'
[14 декабря 2017 г. - 18:13:48]

ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ. ПОМОРСКОМУ НАРОДНОМУ ХОРУ – 80 ЛЕТ

16 декабря один из старейших творческих коллективов Карелии – Поморский народный хор – отметит 80-летний юбилей.
Вместе с петроглифами и морской солью Поморский народный хор давно стал достоянием, символом и, как сейчас принято говорить, туристическим брендом Беломорской Карелии. Яркие, богатые костюмы участниц – как будто со старинных картин, колоритный цокающий говорок, выдающий в них коренных поморок, обращают на себя внимание российских и зарубежных гостей Беломорска. Вот оно – Русское Поморье во всем своем естестве и привлекательности! Редкое большое событие в республике, редкий хоровой фестиваль в России обходятся без участия Поморского народного хора. Коллектив выступал в Концертном зале им. П.И. Чайковского и в Кремлевском дворце съездов, в Малом театре и в Храме Христа-Спасителя в Москве, на лучших сценических площадках Европы. Хор можно также встретить на фестивале беломорских карелов в Костомукше, на летних игрищах в небольшом селе Умба на Мурмане и в поморских селах Карелии – Сумпосаде, Нюхче, Шуерецком, Шижне.

Поморский народный хор. Форум «Беломорье — нить времен». 2010 год. Фото О.А. Степановой

Созданный в 1937 году из группы женщин-поморок села Сорока, нынешнего города Беломорска, самодеятельный коллектив со временем приобрел громкую популярность. В 50-х годах ХХ века Поморский народный хор победил во Всесоюзном радиофестивале и получил Первую премию Государственного комитета по телевидению и радиовещанию при Совете Министров СССР. Во время Декады карельского искусства и литературы в Москве в 1959 году выступлению коллектива аплодировал глава государства Никита Хрущев. В 1978 году Поморским русским народным хором была записана первая пластинка-гигант, тираж которой разошелся мгновенно. В 2009 году в Беломорске специально, чтобы услышать, как поет Поморский хор, сделали остановку во время гастролей Пасхального фестиваля музыканты оркестра Мариинского оперного театра под управлением Валерия Гергиева. Их потрясла и растрогала до слез первозданность традиционной певческой культуры русских жителей Карельского Поморья, отточенность стилистики старинных хороводов и великолепие костюмов хора. В 2016 году хор стал победителем регионального этапа в Карелии, окружного этапа в Санкт-Петербурге и участником финального этапа в Москве Всероссийского хорового фестиваля, войдя в десятку лучших любительских народных хоров России.

Поморский народный хор. Фото из личного архива О.А. Степановой

В чем секрет такой жизненной силы, востребованности и популярности коллектива? Прежде всего – в верности самобытной поморской традиции, сохранении уникального репертуара (хор исполняет только народные песни поселений Белого моря: хороводные, протяжные, игровые, кадрильные; свадебный и рекрутский обряды), в преемственности участников (при хоре создан коллектив-спутник – детский образцовый фольклорный ансамбль) и в единстве художественной линии. Все руководители Поморского хора разных лет (Александра Егоршина, Мария Галькевич, Клара Стасюк, Галина Калинина, Виктор Васильев) старались и стараются оставаться верными местной песенной традиции.

Более 40 лет, с 1974 года, Поморским народным хором руководит Виктор Васильев. В 1970–80-годы Виктор Васильев вместе с супругой Ириной и участниками коллектива отправлялись в музыкально-этнографические экспедиции по Беломорскому району, чтобы записать немногих оставшихся поморских красиговорок и сказительниц, изучали фонды научно-исследовательских институтов Карелии и Санкт-Петербурга, копировали важнейшие исследовательские материалы, воссоздавали песенный, танцевальный, игровой репертуар коренных жителей края. Васильевы не просто возродили легендарный коллектив и сохранили поморский песенный колорит, при них Поморский хор сам стал источником художественной и этнографической информации.

Яркие, богатые костюмы участниц – как будто со старинных картин– Мы не только черпали свое вдохновение в поморской деревне, можно смело сказать, мы вернули народную песню в деревню, – признается Виктор Васильев.

В начале 1990-х Виктор Васильев первым из руководителей творческих самодеятельных коллективов Карелии пришел к мысли о необходимости воссоздания в Беломорске живой среды жизнедеятельности поморов. Эта идея была реализована на базе Поморского русского народного хора и детского образцового фольклорного ансамбля как Центр поморской культуры. Помещение Центра – здание Беломорской детской музыкальной школы – наполнилось коллекциями предметов поморского быта, музыкальными инструментами края, архивом аудио-, фото- и видеозаписей. Через Центр были реализованы интереснейшие проекты, призванные показать и доказать современным жителям края жизнеспособность, актуальность традиционной поморской культуры и в наши дни. Подобно настоящим поморам, для возрождения в крае традиционных мужских ремесел и промыслов Виктор Васильев и его единомышленники по старым образцам построили промысловое судно – карбас. Идею создания центров народной культуры подхватили по всей Карелии: в детских образовательных учреждениях появились поморские, карельские и вепсские избы, в национальных районах республики для приобщения населения к традициям своего народа возникли этнокультурные центры, а в Петрозаводске создали Дом кантеле. Популяризируя кухню Поморья, участники Поморского хора выступили в программе «Смак» на центральном телевидении. Заслуги Виктора Васильева в развитии культуры, искусства и народного творчества оценены на самом высоком уровне. В 2005 году художественный руководитель Поморского народного хора одним из первых в Российской Федерации удостоен национальной премии «Душа России».

[12 декабря 2017 г. - 20:24:46]

«ТОЙВЕ» ИСПОЛНИЛОСЬ 35 ЛЕТ!

История ансамбля «Тойве» насчитывает уже тридцать пять лет.
Рождение ансамбля было приурочено к 150-летию первого издания эпоса «Калевала». Творческий коллектив основан в 1982 году на базе отделения финского языка и литературы.

С юбилеем творческий коллектив от имени ректората ПетрГУ поздравил проректор по воспитательной и социальной работе Василий Кузьмич Катаров.

«Тойве - это бренд ПетрГУ, нашей республики. Выступления ансамбля вызывают у зрителей восхищение и доставляют им удовольствие, создают ощущение радости и праздника. 35 лет коллектив популяризирует и знакомит аудиторию с карельскими и вепсскими песнями и танцами, музыкой других финно-угорских народов. Работа по созданию единого финно-угорского пространства, межкультурного диалога получит новый импульс в связи с присвоением ПетрГУ статуса опорного вуза Республики Карелия. Желаю участникам коллектива здоровья, вдохновения, новых побед и творческого долголетия!», - сказал В.К.Катаров.

В адрес «Тойве» пришло поздравление от министра культуры РК А.Н.Лесонена, в котором, в частности говорилось: «Ансамбль народной музыки и танца «Тойве» по праву занимает почетное место в ряду прославленных творческих коллективов Республики Карелия. Благодаря существованию таких творческих коллективов, нам предоставляется возможность по-настоящему приобщиться к многогранному миру традиций разных национальных культур. Вместе с тем очень важно, что в своей деятельности ансамбль объединяет вокруг интереса к народному творчеству людей разных возрастов и профессий. Выражаю искреннюю благодарность всем участникам коллектива за преданность любимому делу во имя сохранения нематериального культурного наследия. Желаю сохранить вашу энергию и увлеченность творчеством, которые обязательно будут приносить вам новые успехи в вашем благородном деле. Пусть во все начинаниях и замыслах сопутствует удача!»

«Тойве» – уникальное явление национальной культуры, один из самобытных, «жемчужных» брендов Республики Карелия.

В своем творчестве «Тойве» сочетает все богатство финно-угорской культуры: танцы, инструментальную музыку и народные песни.

В репертуаре ансамбля – песни и танцы карелов, саамов, финнов-ингерманландцев, води, ижоров, исполнительские традиции волжских (марийцев) и пермских (удмуртов) финнов, а также датские, шведские и норвежские образцы музыкального фольклора.

В ансамбле занимается около 60 студентов ПетрГУ, школьники, а также выпускники университета.

Характерной чертой коллектива является бережное отношение к фольклору, культурным традициям, стремление сохранить и донести до современного зрителя самобытную простоту и этническую первозданность народной музыки.

Состав периодически обновляется. В концертирующей группе – 35 человек, в неё входят 14 исполнителей-инструменталистов и танцевально-певческая группа.

Идея создания ансамбля принадлежит двум видным деятелям Карелии: театральному режиссеру, в то время зам. министру культуры Тойво Хайми, и карельскому поэту и писателю Яакко Ругоеву. Этот масштабный проект был поддержан Марией Муллонен (зав. кафедрой ПетрГУ), известным музыкантом, основоположником школы игры на кантеле Тойво Вайноненом, фольклористом-этномузыковедом, исследователем традиционной культуры Карелии, Тамарой Краснопольской (зав кафедрой ПГК). Возглавил творческий проект музыкант, теоретик и дирижер, преподаватель консерватории Генрих Туровский. Он собрал творческую команду единомышленников: Г.Н. Гальпер (первый хормейстер), Р.М. Калинкину (балетмейстер-постановщик), Т.П.

Вайнонен (педагог по кантеле), И. М. Архипов (музыкальный руководитель). Благодаря их таланту и мастерству, со временем ансамбль стал ярким национальным явлением Карелии. Позднее коллектив пополнился новыми кадрами – Л.А. Нивиной (хореограф-репетитор), Г.М. Карповой, Е.Е. Назаровой (хормейстеры), А.А. Войтович (музыкальный репетитор).

Первыми участниками «Тойве» были студенты, владеющие языками, знающие национальные традиции. Многие из них впоследствии стали известными музыкантами (Арто Ринне, Леонид Сивец, Евгений Богданов и т.д.).

Деятельность ансамбля «Тойве» носит и творческий, и научный характер. В течении многих лет участниками и руководителями ансамбля велась постоянная работа по собиранию и обработке материала. Во время экспедиций по карельским деревням были собраны уникальные записи песен, танцев, которые в настоящее время составляют золотой фонд ансамбля «Тойве. Большое внимание уделялось исторической реконструкции народных костюмов, традиционных музыкальных инструментов (kantele, jouhikko, virsikannel, volynka, pilli, torvi, liru). Костюмы, в которых участники ансамбля выступают сегодня, воссоздавались по образцам оригинальных экземпляров, хранящихся в музеях.«Тойве» – это своеобразный мостик между прошлым и настоящим: возрождая древние традиции, он одновременно вносит что-то новое, что-то своё. Вот уже шестое поколение студентов играет, поёт и танцует народные песни и танцы, изучает культуру финно-угорских народов.

Вот что рассказывает Роман Пивненко: «В ансамбль меня привел Генрих Всеволодович Туровский, это было практически сразу после поступления в Петрозаводский госуниверситет в 1985 году. После музыкальной школы по классу скрипки я нечасто брал в руки инструмент, а здесь представилась возможность вернуться к скрипичной игре. Я долго думал, поскольку тогда был далек от такого музыкального формата - фольклора и карельских и финских мелодий и песен, но в ансамбле прожил 11 замечательных лет. Репетиции до полуночи, концерты, гастроли -Москва, Ленинград, Таллин, Финляндия, США, Ирак, посещение интереснейших выставок, театров, любимая постоянная фраза Генриха Всеволодовича 'Потрясающе!', и, конечно, общение с коллективом – это очень яркие и запоминающиеся страницы моей жизни. Стараюсь и сегодня бывать на концертах ансамбля, конечно, на встречах разных его составов, и даже немного участвовать в юбилейных концертах».

Юбилейный концерт ансамбля состоялся в Национальном театре Республики Карелия.

Фотографии Олега Кусписа

Теги: ансамбль
40 стат., 4 стр.
Стр.:[1] 2 3 4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

© ООО РК "Мир". 2008-2018 г.
Директор: Андреев Юрий Алексеевич
Редактор: Татьяна Кильцова
Идея, дизайн, программирование: Владислав Петров


Пользователей онлайн:671
Время генерация страницы: 0.150295972824

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования