Выставка «Олонецкий пейзаж»

14 мая 2019 // Культура

Выставка «Олонецкий пейзаж» представляет живопись и графику четырех художников: Елены Леонтьевой, Натальи Чанжиной, Юрия Бобина, Юрия Каноева. Объединяющими для этих авторов являются, во-первых, жанр пейзажа, в котором все четверо работают, во-вторых, место их жизни, работы – место, их вдохновляющее, место, ими воспеваемое. Место это – Олонец и его окрестности, которое в какой-то степени тоже является участником выставки.

История пейзажной живописи последних 150 лет славна не только именами авторов, но и именами мест: Барбизон, Арль, Эстак, Абрамцево… С тех пор как пленэрная живопись стала самостоятельной, самодостаточной практикой для художников, не только методом, инструментом, но и тем, в чем была конечная цель, стали появляться и такие «точки притяжения». Трудно сказать однозначно, что в них особенного. Здесь и особенности освещения, и рельеф местности, и то, что составляет ее главные особенности – водоемы, леса, поля, холмы, горы, архитектура. Иногда – все это вместе. Плюс особая атмосфера, историко-культурная аура. Всем этим, и аурой в том числе, в полной мере обладает Олонец. Равнины, холмы, реки, озера, леса, близость Ладоги, олонецкие деревни, среди которых – уникальная Большая Сельга, и атмосфера самого Олонца с его мостами, парком, чем-то неуловимо напоминающим петербургский, Смоленским собором, отражающимся в Олонке...

Для олонецких художников главным источником вдохновения, объектом творческих интересов, предметом воспевания является то место, в котором они живут. Увы, в этом качестве в искусстве сегодняшней Карелии они одиноки. У авторов, работы которых представлены в экспозиции, разные манеры, язык, почерк. Да и землю олонецкую видят они по-разному.

Елена Леонтьева – график. По ее работам, в особенности тем, в которых используется пастель, видно, что она рисовальщик. Пастель – материал «женский», провоцирующий на пресловутую «мягкость», «нежность», «тонкость переходов». В сюжетах графики Елены, почти пасторальных, вероятно, кому-то было бы трудно удержаться от лирической размазанности, часто характерной для пастели. Елена же, волевой рисовальщик, думающий о структурности листа, в работах сохраняет линейную упругость, ища в сюжетах композиционную остроту.

Работы Натальи Чанжиной – это олонецкая земля в череде сезонных изменений. Олонец каждого времени года дарит автору любимые русским пейзажистом сезонные мотивы: летнее разнотравье, голубое небо, темнеющие ели, церковные купола, золотистые поля летом, реки среди снежных полей зимой. Вроде бы один и тот же деревенский пейзаж Приладожья, но лето-осень-зима-весна преображают его.

Среди участников выставки именно Юрий Бобин представляется художником-знатоком Олонии. Его подход к поиску мотива избирателен: Смоленский собор, мосты, висящие над Олонкой, ладожское побережье, волна, накатывающая на песок, островки, лов корюшки – все это «пейзажи-знаки» места.

Живописные полотна Юрия Каноева, выбранные для выставки, – это пейзажи Нурмолицы, озера Светлого и других мест. Композиция холста «составлена» из вертикалей и гнутых линий реального нурмолицкого ландшафта, но краски – это авторское, это его видение, его мышление. В представленных работах художник видит природу как разговор горчично-зеленого, ржаво-коричневого, кобальта, охр. Сплав этих глуховатых красок порождает эффект не известной художникам «серебристости», а скорее – «ртутности». Кажется, что эта «ртуть» олонецких пространств в работах Юрия Каноева – показатель не только живописной индивидуальности, но и целостного, незаемного ощущения природы.

Группа выставки «ВКонтакте»: https://vk.com/olonets_landscape Экспозиция продолжит работу до 8 июня.

Вернуться к списку новостей