С 1 января 2020 года начался переход на электронные трудовые книжки

22 января 2020 // Общество

 

О переходе на электронные трудовые книжки с января 2020 года сегодня на брифинге в Правительстве Карелии рассказали заместитель управляющего Отделением ПФР по Республике Карелия Юлия Ермакова, заместитель начальника Управления труда и занятости Карелии Наталья Кушнерова и начальник правового отдела Государственной инспекции труда по Карелии Илья Красновский.

С 1 января 2020 года вступили в силу два федеральных закона, в соответствии с которыми устанавливается возможность ведения информации о трудовой деятельности в электронном виде, а также вводится обязанность работодателей представлять эти сведения в информационную систему Пенсионного фонда России.

Для граждан отказ от бумажных трудовых книжек и переход к новому формату сведений о трудовой деятельности является добровольным. В соответствии с законом работодателям надлежит до 30 июня  2020 г. письменно уведомить каждого работника об изменениях в трудовом законодательстве и об обязанности работника до 31 декабря 2020 года подать заявление о выборе способа формирования сведений о трудовой деятельности - в виде традиционной бумажной трудовой книжки или в электронной форме. Работник, заявивший о продолжении ведения традиционной трудовой книжки, имеет право в последующем подать заявление о переходе на электронный формат. В трудовую книжку работника, выбравшего электронную форму, вносится запись  о поданном заявлении, и бумажная трудовая книжка выдается на руки. 

Как пояснил Илья Красновский, исключением станут те, кто впервые устроится на работу с 2021 года, у них все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.

Юлия Ермакова рассказала о том, какие требования предъявляет новый закон к работодателям в плане передачи сведений в Пенсионный фонд. Так, с января 2020 г. вводится обязанность для работодателей не позднее 15 числа каждого месяца, следующего за месяцем, в котором имели место кадровые мероприятия, представлять в ПФР сведения о трудовой деятельности работников, на основе которых будут формироваться электронные трудовые книжки россиян. Первая отчетная дата – 15 февраля. До этой даты работодатели должны предоставить сведения о кадровых изменениях, произошедших в течение января 2020 года. Также не позднее 15 числа работодатели должны предоставлять в Пенсионный фонд информацию  о поданных работниками заявлениях о выборе формата трудовой книжки.

Начиная с 1 января 2021 г. в случаях приема на работу или увольнения работника, сведения о трудовой деятельности должны будут представляться работодателем в ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения.

По составу данных обе книжки почти идентичны. В электронной не предусмотрены сведения о наградах и внесение данных об образовании работника, поскольку эти сведения отражаются в других документах.

По мнению участников брифинга, цифровизация документа позволит решить ряд проблем. Кроме того, электронные трудовые книжки обладают преимуществами по сравнению с бумажными. В частности, новый формат даст дополнительные возможности дистанционного трудоустройства, позволит обеспечить  удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой деятельности. Работник может в Личном кабинете гражданина  на сайте ПФР в любое время получить доступ к данным о своей трудовой деятельности и проверить их полноту.

Как сообщила заместитель начальника Управления труда и занятости Наталья Кушнерова, работодателям республики рекомендовано внести необходимые изменения в локальные акты, коллективные договоры. А также не позднее 30 июня довести до сведения работников информацию об изменениях трудового законодательства и организовать техническое обеспечение передачи сведений о трудовой деятельности в электронном виде в информационные системы Пенсионного Фонда Российской Федерации, начиная с февраля 2020 года, в сроки, установленные законом. Органам исполнительной власти и местного самоуправления поручено внести необходимые изменения в нормативные правовые акты.

  На заседании трехсторонней комиссии в III квартале 2020 года планируется рассмотреть вопрос о результатах реализации федерального законодательства в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном  виде».

Отделением ПФР также уже с ноября 2019 года  проводятся семинары для страхователей по ЭТК. Ближайший такой семинар состоится 29 января в зале Отделения ПФР по ул. Кирова, 23.

На сайте ПФР создан раздел «Электронная трудовая книжка» (http://www.pfrf.ru/etk#info-2), где представлена полная информация об ЭТК как для граждан, так и для работодателей.

 

Вернуться к списку новостей